Ночью было спокойно, ветра я не слышал, температуры низкой не ощущал, хотя другие утром сказали, что ночью было минус двадцать.
Подъем у нас сегодня в шесть утра, рановато, конечно, но лучше выйти раньше и идти по твердому снежному насту, чем по мокрому снегу.
Быстренько вскипятил чай, попили, собрали палатку, просушить дно не получилось и весу от этого немного прибавилось. Взял веревку, положил в рюкзак, т.к. решил идти без связки до самых Томских стоянок.
Вся наша группа уже выдвинулась вниз, а еще собирал свой рюкзак. Опять он получился тяжелым – все-таки нужно будет потом взвесить его. Наконец в 7:50 я собрался, пожелал удачи всем вновь прибывшим на ББС снизу и побежал вниз. По дороге догнал последнюю нашу связку, на спуске встегнулся в их веревку, но сразу же почти отстегнулся, т.к. в связке уже было семь человек и я только мешался им,
да и опасное место уже миновали на спуске.
Вышли на солнце, стало опять как на раскаленной сковородке – погода опять сегодня удивляет всех, но уже многие привыкли к ней, как в начале все привыкли к сырости и облакам. Я разделся и пошел уже быстрым темпом
на перевал. Вот догнал уже и первую
связку и впереди виднелась связка только Трубачева Алексея со своим вчерашним клиентом.
Перед самым подъемом на перевал снег уже почти полностью раскис и ступени почти не держали. Стало немного неудобно подниматься, но оставалось уже всего метров сто. На бергшрунде с южной стороны перевала, после которого начинается крутой ледовый склон присыпанный размокшим снегом, одел кошки и последние двадцать метров быстро одолел.
Вот я опять на перевале Делоне. Время 9:50. За спиной два интересных дня с отличной погодой и успешным восхождением. С перевала видел
ледник «Арбуз» с тропой, по которой мы подходили под перевал. Осталось только спуститься с перевала и дойти до Томских стоянок. Там отдохнуть, попить чаю, забрать оставленные вещи и дальше вниз, до Аккемкой базы, где хочется уже встретить друзей и поделиться с ними впечатлениями.
Алексей с клиентом собирались уже спускаться с перевала, когда выяснилось, что по перильным веревкам снизу подымается какая-то группа, а сзади уже подходили три связки нашей большой группы. Опять намечалась очередь и неразбериха. Алексей быстренько встегнулся в одну из перильных веревок, встегнул своего напарника, крикнул вниз, чтобы пропустили и начал спускаться. Я за ними.
«Спусковухой» я не пользовался, а пошел спиной вперед на скользящей страховке на носках кошек и используя ледоруб – получилось очень быстро и удобно. Уже на первой сверху станции я догнал клиента Алексея и проскочил вниз. Дальше, после двух-трех станций, когда склон стал более пологий и вниз уже недалеко катиться, я выстегнул страховку и пошел параллельно веревкам вниз – очень захватывающе, не описать просто!
Спустился с перевала первым,
оглянулся. Как вовремя я убежал оттуда! Не ледовая стенка, а какое-то авеню или бульвар!
Подошел к камню, где я оставлял каску, прицепил ее к рюкзаку, снял кошки, прицепил туда же. Рюкзак стал еще менее привлекателен, но бросать его не хотелось – все-таки без него еще тяжелей пришлось бы!
Перед Томскими стоянками перешел опять на ту же сторону ледника, с которой и поднимался на него. Отсюда
пик ХХ лет Октября открывался очень красиво. Было видно ребро, по которому шел маршрут группы Сергея Астахова, затем маршрут выходил на снежное плато и уходил по гребню влево в сторону Западной Белухи. Кстати многие видели вчера часть группы Сергея на противоположных от Восточной Белухи склонах – значит пока у них все успешно.
Вот и Томские стоянки! От перевала до этого места спуск занял всего двадцать минут! Палаток почти не наблюдается, да оно и понятно, в такую погоду здесь сидеть не интересно – нужно или вершину штурмовать или спускаться после успешных восхождений вниз, где ждет баня и вкусная кухня.
На Томских стоянках я опять поставил кипятить воду, и пока ожидал прихода Юли, а она пришла последней из всех, напоил чаем всех наших участников. Некоторые из них назвали меня волшебником, а некоторые не понимали зачем я их встречаю чаем уже второй день. Я не стал объяснять, что в горах есть своя этика и такое поведение очень обычно, например в горах Тянь-Шаня. Здесь же очень много народу, не просто много, а ОЧЕНЬ МНОГО, а многие из этих людей впервые вообще в горах и не о каких традициях, правилах и не догадываются. Я просто сказал, что это обычное дело и мне приятно, что вы находите это полезным. На своем опыте станет понятно, что когда приходишь со сложного для тебя маршрута или просто длинного перехода, то жажду ощущаешь просто неимоверную, и встреча тебя чаем или просто водой бывает как нельзя кстати.
За время нашего чаепития с плеча Западной Белухи
громыхнулся кусок ледопада, образовав лавину, которая красиво скатилась вниз на ледник.
На прощание я запечатлел себя на фоне Восточной и Западной Белухи и
на фоне известного маршрута «бутылка» 5а категории сложности, ведущего на Восточную Белуху.
Просушив вещи и найдя-таки ненужные среди них (каску, например я оставил спасателям в их домике, хоть они и хотели чтобы я ее вниз унес) я пошел вниз.
Усталость уже чувствовалась, но темп я старался держать быстрым.
Федор и Наталья, также вышли вниз, уже хотелось быстрей спуститься в базовый лагерь.
Дорога от Томских стоянок по леднику до морены не представляла уже никакой сложности. Тут можно идти просто держа направление на то место, где следует выйти с ледника на камни морены. И конечно не стоит забывать о
разломах ледника, которые нужно обходить по камням справа, если идти уже вниз.
Пейзаж почти не менялся и был все также красив – мощные вершины и гребни окружают тебя, хотя понемногу и отступают. Ледник за эти два-три дня немного изменился, стал более серым и колючим –
камушки нагревались и врезались в лед, образуя глубокие частые ямочки.
Выйдя с ледника на камни морены, начались скачки. Тропа постоянно куда-то девалась – то вот она протоптанная как асфальт, то через пять метров ее абсолютно не видать, а видны кучи туров, указывающие на якобы правильное направление. Здесь я намучился и начал уже сердиться на себя, потому что не мог найти верную тропу, но вскоре увидел группу знакомых спасателей, а с ними и Федор, которые уверенно скакали немного вверху. Я пристроился за ними и вскоре вышел с этих злополучных камней – Федор рассказал, что от прыжков у него вообще лямка на рюкзаке отлетела.
Камни кончились, тропа стала полого уходить вниз и река уже образовывала небольшую долину.
Снежные пики отодвинулись назад, и зеленые кусты и трава радовали глаз. Немного дальше уже показался мост через реку Аккем и
видна уже база. Осталось всего лишь двадцать минут через болото до уютных «бочек».
Время – три часа дня.
Забегаю на базу, и тут из кухни выходят мои друзья с кофе в руках. Обрадовались, начали спрашивать, как все прошло. Я начал рассказывать
захлебываясь от эмоций о наших похождениях, одновременно выпивать кофе, которое они держали и предложили мне, как истинные альпинисты!
Усталость немного позабылась и мы сидели и делились впечатлениями. За эти дни Жан-Клод с Эвелин также провели время очень интересно, сходив во все интересные места в округе. За время разговоров я выпил разной жидкости около полутора литров, а жажда все не прекращалась.
Наши повара позвали поесть супчику, после которого я пошел в баню. Баня и купание в озере между посещениями парилки были в самый раз. Усталость превратилась в утомленность и расслабленность. После бани, вооружившись чаем, опять сели с друзьями делиться впечатлениями и подумать о предстоящих планах.
В течение трех часов на базу пришли все наши восходители. С нами не было Сергея Астахова и его группы. Они были еще на маршруте и по результатам последней связи с ними, спустятся сюда завтра, а сегодня у половины из их группы ночевка на гребне пика Делоне, а у второй половины – на Томских.
Вечером, после посещения бани остальными, был общий праздничный ужин. Хотя праздничным он получился больше в плане еды и питья, а вот разговоры уходили постоянно в какое-то отдаленное от восхождения русло: то про страховку выясняли, то про охоту. Оно и понятно, люди разные собрались, не объединенные одним увлечением. Уже слышались отзывы, что данное восхождение более походило на прогулку и было нетрудным, или что баня все-таки лучше, чем гора… Конечно все происходило в шуточной форме, но как известно «в каждой шутке…». Горе-инструктора наоборот говорили, что это восхождение было очень трудным и походило на восхождение на семитысячник, что для меня непонятно совсем, т.к. для инструкторов, т.е. для людей опытных, это восхождение никак нельзя назвать трудным
именно в плане техники, а возможно в
плане организации им было трудно.
Вечером мы уснули быстро и безболезненно (правда пить хотелось постоянно)!
Погода стояла, как обычно, отличная!
>>>
Наверх
|