Утром будильник запиликал в полшестого утра.
С неохотой вылез из палатки, сходил за водой, поставил ее, холодную из-под ледника, кипятиться. Радовало небо – без единого облачка, что немного настораживало, т.к. мы привыкли, что если утро безоблачное, то после обеда бывает пасмурно.
Вода закипела, попили чаю – проснулись окончательно. Стали собирать палатку и рюкзаки. Все равно у меня он получился довольно тяжелым, но оставлять больше было нечего из одежды, т.к. она почти вся была на мне, кроме пуховки, высотной одежды и спальника, а еда была рассчитана на три дня, с запасом, и весила немного, так что весь вес составляло снаряжение и палатка. Еще дали и перильную веревку затащить наверх.
Вышли от Томских ровно в семь утра, в числе первых из тех, кто отправлялся в сторону перевала Делоне, а намечали выходить порядка двадцати человек.
Вышли на «арбуз» слева, где он пологий, а есть еще справа путь выхода на него.
Конечно можно на него подняться и «в лоб», но скорее всего тогда нужно одевать кошки, а в обход можно и без кошек.
Под перевал подошли через час после выхода. Перевал с виду совсем не сложный, метров 250-300 льда с уклоном в 40-45 градусов. Но тут уже образовалась очередь. Все надеялись на перила, которые были провешены заранее, и со своими веревками не хотели идти параллельно.
Я дождался Юлю, спросил о самочувствии, и посовещался насчет нашей стратегии подъема вверх. Она сказала, что мы быстрей поднимемся на перевал, если пойдем со своей веревкой, делая станции, страхуя друг друга поочередно. Это было бы здорово.
Мы одели кошки, вытащили веревку. Тут я оставил каску строительную, которую взял у спасателей, т.к. во-первых не видел в ней необходимости, а во-вторых она просто не застегивалась на моей голове.
Я отошел метра на два вправо от основных перил и пошел первым делать первую станцию.
Какой это был кайф, так здорово было ощущать, как кошки и ледоруб входят в лед, как адреналин потихоньку начинает подпитывать кровь. Пройдя первую длину веревки, я сделал станцию, вкрутив ледоруб, а еще один ввертел ради удовольствия где-то посередине. Стал принимать Юлю, получилось очень долго, она зачем-то использовала жумар на первом подъеме, я ничего не понял.
Параллельно на перилах нас за это время обогнали два человека, что не очень понравилось, т.к. мы рассчитывали идти быстрей. Немного посовещались, и я снова пошел вверх. Вышел на новую длину и ввертел ледорубы для станции, начал принимать Юлю. Получилось еще дольше, чем в первый раз. Тогда я собрал веревку и сказал Юле, чтобы она перешла на перила, куда я и сам перешел и побежал наверх на скользящей страховке, обгоняя впереди идущих. Все использовали жумары, поэтому их скорость была раза в три медленнее и я на станциях перестегивался и бежал дальше.
Удовольствие получил огромное, не знаю как остальные – некоторым не нравилось, что я их обгоняю и пытались что-то мне рассказать о том, что без жумара не ходят или, что нужно идти по очереди (в этом они были отчасти правы).
Минут за 20-30 выскочил на перевал, а до этого уже затратили около часа на пятую часть подъема, и просто обалдел от вида, который отсюда открывался.
Было видно плато ледника Менсу внизу, через него, напротив нас виден был
хребет с пиками Сапожникова и Героической Кореи.
На перевале уже сидели первые поднявшиеся из группы. Это группа с которой мы приехали сюда, вернее 15 человек из всех, которые решили взойти на Белуху. Мы с Юлей примкнули к ним, чтобы идти вместе в связках по местам, представлявшим опасность. Пока ожидали выхода на перевал всех поднимающихся из нашей группы осмотрели окрестности. Солнце светило ярко и пришлось одеть очки и намазать открытые участки лица солнцезащитным кремом.
Отсюда было видно, куда дальше следует нам идти, тропу было видать далеко вперед через все плато ледника Менсу аж до подъема на ББС. Путь пролегал по закрытому снегом леднику, пологому и имеющему здесь вид огромной сковороды. Тропа петляла вокруг больших трещин, но видно было, что мостов через эти трещины достаточно и трудностей вроде как не предвиделось. Кошки мы на перевале сняли, т.к. по снегу идти в них было бы неудобно. Разделились на три связки и первая связка пошла вниз с перевала, затем, спустя минут десять и вторая ушла.
С перевала нужно спуститься метров пятьдесят на ледник. Этот первый спуск немножко крутоват, но снег был хороший и держал ступени неплохо. Затем он становился пологим и спускался вниз почти до середины плато. Поднялись последние наши и мы пошли вниз в третьей последней связке.
Перед спуском я запечатлел себя на фоне противоположных пиков, упомянутых выше. Первая связка ушла уже довольно далеко и
остановилась на фоне подъема на ББС, скидывая лишнюю одежду – видать солнце жарило не по-детски! Отсюда, глядя на них, можно было оценить расстояния и масштаб окружающей красоты. Вторая
связка, было видно, тоже остановилась, но не так далеко, а сразу почти после крутого спуска с перевала. Их пример на нас не подействовал почти никак, т.к. наверху дул временами ветер и без ветровок было бы неуютно.
Мы двинулись вниз и не прошли и сотни метров, как стало ясно, что, если мы не хотим сегодня на ужин иметь самих себя вареными и пареными, то
лучше остановиться и все-таки снять ветровки и куртки. Я вообще разделся до футболки-безрукавки, но лицо опять намазал кремом, чтобы не сгорело и не облезло, что обычно случалось в прошлом, когда особенно нос страдал, но теперь у меня были очки, которые закрывали не только глаза, но и пол-лица в придачу.
С этого места был неплохой вид на перевал Высоцкого, а немного далее слева мы увидели еще
вершину 3238м и втекающий в Менсу ледник, который берет начало с пика 50 Лет КПСС.
Дальнейший спуск с перевала был пологий и петляющий. Тропа, как змея, петляла вокруг трещин, и иногда приходилось идти в противоположном направлении от того, что мы шли минут десять назад. После получаса этого пологого спуска мы вышли почти что к разломам вниз, тропа повернула направо и видно было, что она идет, уже не извиваясь и понемногу набирая высоту, напрямую к подъему на ББС. На этом повороте мы, с нашим неплохим темпом движения,
нагнали нашу вторую связку, у них здесь был перекус, и обошли их. Сами мы решили остановиться перекусить подальше в том месте вдалеке, где виднелась первая наша связка, также обедавшая, и место там казалось интересней.
Остановились перекусить мы ненадолго, не хотелось терять время, т.к. казалось, что еще чуть-чуть и мы будем на месте ночевок на ББС. С этого места нашего обеда уже была видна
вершина Восточной Белухи, но уже получается с другой стороны. Была видна также и часть маршрута, по которому мы хотим подниматься на вершину завтра.
Отдохнув немного, мы двинулись дальше, по направлению к последнему подъему. Подошли, меня поставили в связку первым, Юля вообще отстегнулась и пошла отдельно, и начали потихоньку подниматься вверх. Подъем был крутоват, но ступени были отличными. Скорее всего в этом году снега навалило много и многие места стали проходимы без кошек. От начала подъема я начал считать количество ступеней, делал это просто так, да и темп в принципе помогало держать.
Подъем занял около часа, набор высоты был метров 300-400 наверное. На
половине подъема отстегнулся еще один человек от связки. Тут уже почти никаких опасных участков не было и страховка была не нужна, в крайнем случае можно было съехать на заднем месте вниз, что казалось неопасным из-за хорошего снега и отсутствия открытых трещин.
Оставшиеся из связки дотянули вверх и обрадовались, когда из-за очередного подъема увидели палатки и расхаживающих вокруг них людей. Это было место для нашей очередной ночевки, и можно сказать, нашего штурмового лагеря, т.к. дальше мы палатки брать не будем и выходить на вершину будем уже отсюда налегке. Кстати, насчитал я 1950 ступеней от начала подъема с ледника до места стоянки.
Немного посидев, натопив воды на горелке, немного утолив жажду и отдохнув, начал выбирать место для установки своей палатки. Меня удивило, что никто из пребывающих здесь не предложил никому из прибывающих чего-нибудь попить. Ведь обычно после переходов чувствуется сильная жажда, и все об этом знают. Палаток здесь уже стояло шесть штук, но мест свободных хватало.
Мы установили свою палатку на месте, которое было уже обустроено ветрозащитными стенками из снега предыдущими альпинистами, которые сегодня спускаются вниз. Было около трех часов дня, погода стояла просто фантастически хорошая и хотелось, чтобы завтра было не хуже…
С места нашего лагеря были
видны тропы, которые уходили дальше вверх по направлению к перевалу ТКТ.
С нашего палаточного
лагеря опять же была видна часть вершины Восточной Белухи
за пиком Берельским, вернее гребень, который ведет на вершину. По этому гребню проходит маршрут категории 3б, по которому мы хотим идти. Временами видно было, как по нему спускаются люди, ходившие сегодня на вершину с утра, затем через полчаса появлявшиеся уже здесь, на тропах, ведущих к лагерю. Казалось, что если стартовать сейчас по такой хорошей погоде с этого места нашего лагеря на вершину, то до вечера можно было бы успеть без особого напряжения. Но усталость сегодняшнего перехода плюс тяжелый рюкзак, который вытянул много сил, убедили, что завтра с утра будет лучше. Да и погода, удивившая сегодня всех своей безоблачностью, к вечеру не хотела портиться, и ближе к вечеру пришла некоторая уверенность, что завтра утром будет все хорошо.
Высота, а здесь около 3520м, немного чувствовалась. Но это могла быть просто усталость, т.к. это не высота для «горняшки», на которую Юля например вообще начала жаловаться чуть ли не с высоты 2000м, что мне кажется неверным. Я думаю, болезненное ощущение высоты, выражающееся в странном поведении и ощущениях, проявляется как минимум с высоты 4000м и выше. Хотя может быть и я ошибаюсь и для каждого человека своя высота.
После отдыха и после того как повалялся в палатке пару часов, начал топить воды на ужин, да и пить хотелось постоянно. Солнце начало закатываться, но я успел сходить на ближайший холмик-перевал, с которого открывался
вид на другую сторону Катунского Хребта, на Казахстан. А вдалеке еще виднелся большой снежный горный массив, говорят там проходит граница Казахстана, Монголии и Китая.
Сегодня, как и в предыдущий день, я получил удовольствие от окружающей природы, которое наверное невозможно описать. Я просто впитывал в себя окружающие суровые красоты ледников, скал, вершин, перевалов, снега под ногами, т.к. не был в горах более двух лет и еще следовало получить запас на последующие месяцы и годы, т.к. следующий поход в горы пока не виден в моем ближайшем будущем, к сожалению.
Вечером сварганил вкусный супчик, сделал чай, пригласил новых знакомых, с которыми познакомился в предыдущие дни и с которыми было очень легко и интересно общаться. Вместе мы пожелали здоровья тому, кто сделал такую хорошую погоду и поделились своими впечатлениями и эмоциями немного.
Люди, которые сегодня покоряли вершину и спустились, рассказали нам, что подъем по маршруту 3б занимает в среднем пять часов от старта из лагеря до возвращения обратно. Назавтра наметили выход в шесть утра, т.е. подъем опять должен быть ранним, т.к. нужно натопить воды хотя бы для чая. Тут нет воды в жидком виде, а только снег и лед.
Сегодня, 10 августа, день рождения моей мамы. Я сидел вечером и вспоминал ее, мысленно посылая ей мои пожелания здоровья, выносливости и благополучия. Мама, я тебя люблю! Отдыхай побольше, мам.
С мыслями о сегодняшнем переходе, завтрашнем наборе высоты в один километр, и с надеждой на хорошую погоду завтра мы легли спать, подготовив все необходимое для завтрашнего раннего подъема. Если все завтра погода будет хорошая, то мы будем на вершине!
>>>
Наверх
|